19.09.2017 » Форум переводится в режим осенне-зимней спячки, подробности в объявлениях. Регистрация доступна по приглашениям и предварительной договоренности. Партнёрство и реклама прекращены.

16.08.2017 » До 22-го августа мы принимаем ваши голоса за следующего участника Интервью. Бюллетень можно заполнить в этой теме.

01.08.2017 » Запущена система квестов и творческая игра "Интервью с...", подробности в объявлении администрации.

27.05.2017 » Матчасть проекта дополнена новыми подробностями, какими именно — смотреть здесь.

14.03.2017 » Ещё несколько интересных и часто задаваемых вопросов добавлены в FAQ.

08.03.2017 » Поздравляем всех с наступившей весной и предлагаем принять участие в опросе о перспективе проведения миниквестов и необходимости новой системы смены времени.

13.01.2017 » В Неополисе сегодня День чёрной кошки. Мяу!

29.12.2016 » А сегодня Неополис отмечает своё двухлетие!)

26.11.2016 » В описание города добавлена информация об общей площади и характере городских застроек, детализировано описание климата.

12.11.2016 » Правила, особенности и условия активного мастеринга доступны к ознакомлению.

20.10.2016 » Сказано — сделано: дополнительная информация о репродуктивной системе мужчин-омег добавлена в FAQ.

13.10.2016 » Опубликована информация об оплате труда и экономической ситуации, а также обновлена тема для мафии: добавлена предыстория и события последнего полугодия.

28.09.2016 » Вашему вниманию новая статья в матчасти: Арденский лес, и дополнение в FAQ, раздел "О социуме": обращения в культуре Неополиса. А также напоминание о проводящихся на форуме творческих играх.
Вверх страницы

Вниз страницы

Неополис

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Неополис » Незавершенные эпизоды » [FB] Физика - тоже искусство|14 апреля 2015


[FB] Физика - тоже искусство|14 апреля 2015

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

1. НАЗВАНИЕ ЭПИЗОДА: Физика - тоже искусство
2. УЧАСТНИКИ ЭПИЗОДА: Christopher Shay, Alan Faynman
3. ВРЕМЯ, МЕСТО, ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ: прохладно, но ясно, ветренно, в помещении комфортно, последние уроки, выпускной класс
4. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СОБЫТИЙ: Двенадцатый класс - время, когда пора решить, куда поступать. В школы приезжают представители университетов, чтобы пригласить будущих студентов на открытые уроки и рассказать о перспективах обучения в конкретных ВУЗах. Алан Фейнман приехал в школу, чтобы презентовать политехнический университет и столкнулся с очень любопытным учеником.
5. ОПИСАНИЕ ЛОКАЦИИ:

Школа №115
ул. Сезанна, 70

http://savepic.net/7119871.png
Государственная школа под номером 115-ать, расположенная в Римско-Парижском квартале.

Отредактировано Christopher Shay (11 октября, 2015г. 16:28:18)

0

2

Алан быстрым шагом шел ко входу школы номер сто пятнадцать, что в  Римско-Парижском квартале. Он был одет в легкое черное длинное пальто, такого же цвета брюки и туфли, которые еще рано утром блестели, но после того, как по ним прошлись в поезде, приобрели весьма печальный вид.
Настроение у Фейнмана было хорошее, несмотря на то, что его выпнули из родного гнездышка и отправили в далекие дали, дабы вербовать будущих студентов в Политехнический университет. А чего ему злиться? Он проспал и теперь опаздывает в школу минут на десять, зато выспался и теперь спокойно может рассказать что-нибудь малышне о том, что их ждет в ВУЗе.
Алан поднялся по лестнице и вошел учебное заведение. Его тут же остановил охранник, но после того, как преподаватель представился и обозначил цель визита, пропустил. Фейнман заодно узнал, куда ему нужно идти, и направился к указанному месту встречи. Он взглянул на висевшие на стене часы.
- Хм… Опаздываю на пятнадцать минут… Интересно, таv хоть кто-нибудь еще остался? – С усмешкой подумал Алан.
Впереди показалась открытая дверь. Даже не нужно было проверять ее номер, чтобы понять, что она именно та, которая была нужна Фейнману – такой оттуда доносился галдеж, который мог означать только одно – в кабинете не было учителя. И действительно, стоило подойти ко входу в класс, как оттуда среди гвалта стали различимыми возгласы, вроде: «Может, пойдем уже?» или «А политех мне уже нравится!». Алан слегка улыбнулся и не стал томить учеников бОльшим ожиданием.
- Приветствую всех! – Сказал он, по-хозяйски входя в кабинет. Кто-то тут же начал вставать в привычном для школьников приветствии, но Фейнман тут же махнул рукой, мол, «сидите!». – Прошу меня простить за опоздание… У нас в Берлинском квартале сегодня дикие пробки! – Сходу начал врать Алан. Он подошел к преподавательскому столу, снял с себя пальто, которое повесил на вешалку, оставшись в голубом кардигане, надетым на такого же цвета водолазку.
- Итак! Значит, я Вам якобы должен ответить на ваши вопросы и рассказать про наш университет, да? – Фейнман окинул взглядом сидящих. Перед ним были молодые люди и все настолько разные, что  с трудом верилось в то, что они одного возраста. Некоторые из них сидели с еще детским интересом в глазах и им можно было, в лучшем случае, дать лет пятнадцать, другие же выглядели чуть ли не ровесниками самого Алана, особенно это касалось парней альф и бет, лица которых уже были потревожены щетиной. – Ах, да! Забыл представиться! Я Алан Фейнман, докторант кафедры Математической физики Политехнического университета.
Фейнман повернулся к доске. Она была немыта – на ней были написаны формулы из школьной физики. У молодого человека они даже вызвали ностальгию. Он взял тряпку, которая оказалась сухой. Окинув взглядом кабинет, преподаватель увидел раковину и пошел к ней. Все свои действия он сопровождал монологом. – Ну, что ж, приступим. Сначала я немного расскажу вам сам, а потом уже вы начнете спрашивать. Для начала отвечу на самые часто задаваемые вопросы, чтобы некоторые могли сразу уйти и не делать вид, что им сильно интересно: да, учиться сложно; да, работу потом найдете, и нет, омег у нас немного… - За спиной послышались смешки. – Ну, это все правда, так что не смейтесь, – Алан бросил ученикам многозначительный взгляд и стал стирать с доски. Наконец, подготовка была закончена, он взял мел и приготовился писать. – Итак! Осо-бе-нности… По-ли-те-хнического…уни-вер-ситета, - Проговаривал Фейнман то, что выводил на доске, после чего поставил двоеточие и повернулся к классу. – Как вы, возможно, слышали, наш ВУЗ отличается от большинства остальных элитных ВУЗов тем, что он не гуманитарный, – Алан снова повернулся к доске и начал писать, проговаривая. – Не… гум… Как пишется слово «гуманитарный»? – Он повернулся к классу. Ученики, видимо, на миг оторопели, но, затем, какой-то парень с передней парты пробасил:
- С двумя «м»!
Фейнман уже занес было руку с мелом над доской, как сзади поднялся гвалт:
- Ты что дурак?
- Сам ты с двумя «м»!
- С одной там!
И тому подобное, на что сам «грамотей» развел руками:
- Ладно-ладно, с одной - так с одной.
- Так! Короче, черт с ним! - Алан стер написанное с доски, положил мел и тоже развел руки. – Ну, не гуманитарный у нас ВУЗ, что поделать! А Вас… – Фейнман указал на парня, который посоветовал писать две «м». – Я лично приглашаю в наш ВУЗ. Считайте, что Вы прошли первую проверку… – Алан дружелюбно улыбнулся. – Итак… – Продолжил преподаватель и начал ходить туда-сюда у доски. Он соображал на ходу, что же ему следует сказать, да как бы это сделать поприличнее, отчего между предложениями стали появляться разной длительности паузы. – Образование в нашем ВУЗе хорошее… вас там выдерут хорошенько, но зато Вы будете понимать, что Вы делаете… Легкой жизни не обещаю... Если жизнь Вам покажется легкой, то подождите следующей лекции по математике или физике. У нас есть теоретические направления, а есть практические. Если Вам нравится что-то делать руками – идите к практикам, а если теория – то к теоретикам, но учтите: практик и теоретик – это два совершенно разных человека. Наших выпускников отрывают с руками самые разные фирмы, а также пытаются перетянуть к себе другие ВУЗы. Правительство тоже ими интересуется, но я бы вам туда идти не советовал, если вы не хотите жить в закрытом помещении и бояться высунуть свой нос в страхе, что вам его прищемят… Я вот сейчас это все рассказываю… Это вообще кому-нибудь интересно? – Алан остановился и повернулся к ученикам. – У меня такое чувство, что я рассказывают какие-то очевидные очевидности… В общем, ладно, давайте сразу к вопросам.
Фейнман подошел к столу и оперся о него ладонями, после чего стал внимательно разглядывать сидевших.

Отредактировано Alan Feynman (12 октября, 2015г. 23:57:06)

+1

3

В школу не хотелось жутко. Родители вчера куда-то снова укатили, дома стояла звинящая, уютная тишина, сквозь шторы пробивался солнечный свет. Утро было настолько ленивым, что Кристофер серьёзно задумался о том, чтобы прогулять. Некоторое время он с интересом рассматривал потолок и стены, на которых красовались недорисованные картины, прислушивался и ждал второго звонка будильника. Хотелось бы сейчас оказаться где-нибудь в поле, упасть в срочную траву, проваляться бы так весь день...

Резко сев, Кристофер потянулся до пульта и переключил голографический рисунок на одеяле. Синее звёздное небо сменилось сочной зеленью. Крис закопался я одеяло по глубже и довольно улыбнулся, но даже не успел удобно устроится, как зазвонил будильник. Как и обычно, он не выключил его, а стал наслаждаться прекрасной музыкой. Закон подлости сработал, как обычно, на самом крутом моменте песни - мелодия резко прекратилась, а затем раздалась тяжёлая музыка звонка и вибро. Ругаясь себе под нос, Кристофер потянулся до телефона и посмотрел на экран - звонил одноклассник.

- Вас слушают, жалуетесь! - хрипловатым выговорил в трубку Кристофер, потягиваясь.

Знакомый тут же по команде начал тараторить. Из всего им сказанного Крис уловил только общий смысл - сегодня очень важный день, приедут преподаватели ВУЗов, будущее открыло перед ними свои двери, хоть бы к преподаванию допускали только альф... В общем, парень явно радовался наступившему утру и бегал по своему дому, собираясь, и болтал на ходу. Крис не смог вставить и слова, запомнил только, что через сорок минут его ждут у входа в школу, и если он опоздает, то будет проклят на веки вечные, потому что тогда они не успеют занять козырные места в аудитории. Короче, пришлось сползать с постели.

Кристофер уже знал, какую направленность возьмёт, поэтому все эти презентации университетов не вызывали в нём особого интереса. Но он знал своего одноклассника - не слезет до конца учебного года, если Крис сегодня не придёт. Дело даже не в том, что он не сможет найти себе другую компанию, а в том, что по мнению этого активиста в школе выпускной класс - самое лучшее в жизни время, начало нового пути и так далее.

Придя на кухню после душа, Кристофер обнаружил на столе пачку сигарет, которую забыл его отец. Внутри оказалось две никотиновые палочки и зажигалка. Рядом лежала записка, нацарапанная в спешке папой: "Веди себя хорошо и поливай мои цветы!".

- Как будто я когда-то вёл себя плохо... - пробормотал Крис, нажимая на кнопку чайника. Он тут же отправился на маленькой лейкой, потому что знал, что папа точно забыл полить свою коллекцию орхидей перед отъездом.

Остальные сборы много времени не заняли - школьная форма, сумка, хорошее настроение и телефон с наушниками. Долго думать не приходилось, в школу Крис всегда собирался на автомате. В назначенное время он стоял на пороге школы, где его тут же схватили и утащили в нужную аудиторию. Преподаватель опаздывал. Кристофер сидел и смотрел в окно, краем уха слушая разговоры одноклассников - политехнический университет точно не его стезя, но тут уж ничего не сделаешь. Когда прошло десять минут с начала урока, класс начал вести себя шумно, но управы на него не нашлось. Крис уже сидел в наушниках к тому моменту, поэтому заметил вошедшего в класс не сразу, и не сразу вытащил наушники из ушей и застегнул ворот рубашки, скрывая татуировку на ключицах.

Ученики успокоились. Крис по привычке открыл свой блокнот и взял в пальцы карандаш, думая, что этот урок надо просто пережить, но как только он начал скрестили по бумаге, одноклассник пихнул его в бок локтем и пришлось обратить внимательный взгляд на преподавателя, иначе все занятие придётся провести под осаждающим взглядом друга. Крис успел только записать его имя в уголке страницы - Алан.

Наблюдая за передвижениями мистера Фейнмана по классу и слушая его речь, Крис понял, что он явно к презентации не сильно готовился, но это только помогло пропитаться к нему расположением - было бы хуже, если бы он монотонно и нудно зачитывал текст вроде: "Наш университет был основан в лохматых годах, выпускниками являются такие знаменитые люди, как...". Несколько учеников задали стандартные вопросы о парах, преподавателях, общежитии. Кажется, вопросы интереснее ни у кого не стали с прошлых просветительных занятий. Крис послушно поднял руку.

- Мистер Фейнман, а что преподаёт конкретно вы? - поинтересовался он, потому что Алан упомянул, что у них мало омег.

И все же сам Алан явно был омегой. Лицо у Криса и правда было заинтересованное, смотрел он открыто и сидел расслабленно. Класс с любопытством уставился на преподавателя.

Отредактировано Christopher Shay (12 октября, 2015г. 00:07:37)

+1

4

- Мистер Фейнман, а как проходят пары и сессии в университете? – Робко спросила девушка, сидящая в первых рядах.
- Ну, если я расскажу вам сию великую тайну, то зачем же вам тогда поступать в университет? – Рассмеялся Алан. Тем не менее, на вопрос он ответил. И на следующий. И на еще один. Фейнмана забавила суть вопросов – все они были связаны с тем, насколько же трудной будет их новая жизнь. В принципе, оно и понятно – все-таки, наверняка, все эти ученики сейчас живут с родителями, в достатке и не знают забот, кроме как домашних заданий, да переходного возраста.
- Итак! - Провозгласил Алан, ответив на очередной вопрос. – Кому-нибудь что-нибудь еще интересно или мы все пойдем по домам и отоспим то, что недоспали за ночь?
Он окинул взглядом класс. В кабинете воцарилась тишина. Фейнман вздохнул – похоже, на этом все. Он уже открыл было рот, дабы объявить об окончании урока, как вдруг с задних парт донеслось:
- Мистер Фейнман, а что преподаёте конкретно вы?
Алан тут же посмотрел на паренька, судя по всему, омегу, который и задал этот вопрос. На лице преподавателя появилась улыбка.
- Что преподаю я? – Фейнман снова заходил возле доски, словно он был на рельсах. – Вряд ли то, что преподаю я, может как-то заинтересовать Вас, ведь я преподаю в ГУДНе и в Университете Искусств общеобразовательный предмет «Математика», иными словами, ничего интересного, – Алан усмехнулся. – На этих курсах вас особо многому научить не удастся, там, в основном, будет просто углубленная школьная программа, хотя всякие интересности будут, вроде линейной алгебры. Но, все равно, это очень мало… Впрочем, я могу рассказать, чем занимаются люди на нашей кафедре… Это займет определенное время, кому неинтересно – может уйти, – Он еще раз оглядел класс, но, вроде как, никто уходить не собирался. – Что ж, тогда давайте я вам немного поведаю…
И Алан начал рассказывать о том, что же творится на кафедре Математической физики в Политехническом университете. На доске стали появляться различные рисунки, иллюстрирующие то, о чем он говорил. Фейнман старался не писать никаких формул, выражений и не использовать сложных терминов, и всякий раз, после очередного куска текста, он оглядывался на аудиторию, дабы увидеть по лицам понимают ли его хоть немного или нет.
Наконец, он закончил практическую часть и, стирая с доски, начал подводить итог.
- Я вот вам тут сейчас рассказал про то, чем мы занимаемся, и у вас, наверняка, возник вопрос: я сказал, что я с кафедры Математической физики, а тут рассказал вам какую-то галимую математику, так вот, так и должно быть! Матфизики – это, в первую очередь, математики, так что не перепутайте, когда будете подавать заявления. Но у нас, как я уже говорил, есть и физики, правда, они не на нашей кафедре. И, кстати, я, несмотря на то, что математик, тоже через физику проходил… Эх, были времена! Итак, я ответил на Ваш вопрос? – Обратился Алан к пареньку, который стал инициатором сего рассказа.

Отредактировано Alan Feynman (13 октября, 2015г. 00:19:14)

0

5

Кристофер внимательно слушал преподавательскую речь, неотрывно следя на движениями мистера Фейнмана. Некоторые его фразы он, не глядя в блокнот, записывал - просто вел черным карандашом по страницам давно набитой рукой так, что текст не косил. В математике Крис разбирался достаточно неплохо по школьному курсу, а физике еще лучше - ее он любил нежно и действительно интересовался. Правда, Криса всегда больше привлекала сложная физика, квантовая, молекулярная, и мало привлекала кибернетика или механика. Как человек, вдохновленный космосом, Кристофер не мог упустить возможность что-либо выучить по теме или не расспросить человека, который где-то в этом разбирается. Поэтому, получив на себя взгляд учителя, решил развивать тему, пока не узнает, что хочет - в введении курса явно этого не было.

- То есть математическая физика - это исследование математических моделей физических явлений? - почти невинно спросил он, словно ребенок, который застал родителей в темной спальне и спрашивает, что у отца болит, что папа его так целует. - И зачем оно нужно? Вы говорите, что в математическую физику следовало бы включать основные концепции анализа, геометрии и алгебры, поскольку понятия  простейших алгебраических операций отражают пространственно-временные и другие структурные свойства реального мира и в этом смысле оказываются моделями физических явлений, но ведь физика так же точная наука. Углубленная школьная программа, о которой вы упоминали, подразумевает под собой более умные слова или линейные уравнения, которые мы знаем, объясняющие теорию струн или что-то еще более сложное? - Кристофер отложил карандаш и, уперевшись подбородком в сложенные руки, с интересом воззрел на Алана. - А можно конкретнее?

Кажется, классу было достаточно и первое речи - одноклассники тяжело вздохнули и поняли, что слинять пораньше не получится. Кто-то даже поднял руку и спросил, можно ли идти, если и без того все понятно. Кристофер же четко решил, что пока не поймет, домой не пойдет, и весь его вид буквально кричал о том, что мучить дурацкими вопросами он может долго. Поняв, что одноклассники его рвения не разделяют, Крис решил поступить по совести и снова обратился к преподавателю:

- Можно мне остаться?

Отредактировано Christopher Shay (13 октября, 2015г. 09:27:55)

+1

6

Алан стоял, открыв рот. Он определенно не это ожидал услышать в ответ.
- Блин… А я, если честно, не знаю даже, какое определение дать математической физике… - С позором подумал Фейнман. Он опять заходил туда-сюда, приложив к губам тыльную сторону руки. В классе поднялся ропот – похоже, все были не меньше удивлены вопросом паренька, чем преподаватель.
Наконец, один из школьников встал, закинул рюкзак на спину и, бросив короткое «До свидания!», вышел из кабинета. Затем, его примеру последовали и остальные ученики. Алан только и успевал прощаться и кивать в ответ уходящим. Однако тот паренек, который задал вопрос, попросил остаться, на что Фейнман с готовностью кивнул:
- Да-да, конечно!
И вот в классе остались только двое: приезжий преподаватель и любопытный ученик.
- Ну, что ж… - Математик обогнул стол учителя, подошел к юноше и сел боком на стул напротив него. – Давайте, я попробую сжечь Ваши воздушные замки! – Алан улыбнулся так, как улыбнулся бы вампир юной девушке, поймав ту ночью одну, но Фейнман быстро снял эту пугающую маску. – Шучу! Ну, во-первых, я понял не все из того, что Вы сказали… Надеюсь, что суть я, все же, уловил. Во-вторых, я не знаю определения математической физики, если Вы хотите его услышать… Я не уверен, существует ли таковое вообще, для всех ее разделов. Это как в математике с числами. Вот математика всему дает определение… а у числа определения нет! - Преподаватель улыбнулся своим мыслям – ему нравились такие загадочные вещи. – Итак, отвечая на Ваш вопрос или пытаясь это сделать… Математическая физика изучает физические явления на математическом уровне строгости. То есть, есть система аксиом и из нее высасывают что-нибудь полезное. Систему аксиом, в свою очередь, задают физики теоретики, которые строят те самые модели, о которых Вы говорили. Ну, например, самая простая модель – идеальный газ. В этой модели мы представляем себе газ, как кучу бесконечно малых частиц, не взаимодействующих друг с другом, хотя такого газа в реальности нет. Для физиков-теоретиков очень важен физический смысл происходящего. Если матфизики заботятся только о математической строгости, то физики-теоретики могут тут схалтурить, но совсем чуть-чуть. А вот физики-теоретики строят свои модели на основе экспериментов, которые провели физики-практики… Как-то так! – Алан выдохнул. Он вспомнил, как когда-то давно сам выбирал, куда же ему поступать, и он долго не мог определиться, кем быть – математиком или физиком. – А по поводу того, что Вы будете изучать, вот тут-то я Вас и расстрою. Открою Вам тайну – никакие струны Вы изучать не будете. Да и вообще, если Вы пойдете на физику, то будете изучать не физику, а историю физики. Так, как Вас научат, уже никто не делает. Смысл в том, чтобы дать Вам основы, а дальше уже гребите, как хотите. Да и не советовал бы я Вам забивать голову всякими струнами, лично я о них почти ничего не знаю. Дело в том, что часто ошибки порождают ошибки. Например, уже сколько лет ученые ищут массу частицы нейтрино. Ищут и все никак найти не могут. И тут – бац! Эксперимент вдруг подтверждает, что у нейтрино есть масса. Через недели две оказалось, что экспериментаторы не докрутили, какую-то гайку, и это все вранье. Тем не менее, за эти две недели теоретики уже успели опубликовать ни одну работу, предлагающую теорию, в которой нейтрино имеет массу… Вам это интересно вообще? – Внезапно осекся Алан. – А то я увлекся что-то… Как Вас зовут, кстати? И куда бы Вы хотели поступать, если не секрет?

+1

7

Кристофер помахал другу, который заставил его сегодня вообще вытащиться на уроки, и разом попрощался со всеми классами. Он был в курсе, что после перерыва у них снова открытое занятие, но уже по экономике - а туда Крис точно соваться не собирался. Не для его мозгов это было. Поэтому он со спокойной душой уселся удобнее и наплевать хотел на то, что выяснение его вопросов может занять много времени, и он пропустит следующий урок. Разумеется, на математического физика он тоже поступать не собирался, но это ему хотя бы было интересно. На дополнительные занятия он бы, пожалуй, походил, если бы после нескольких первых уроков мозг не ретировался.

Когда за последним одноклассником закрылась дверь, Крис снова перевел любопытные зеленые глаза на преподавателя. Он как раз сел напротив, а Кристофер услужливо убрал свой блокнот с края стола, чтобы по желания можно было на него облокотиться. Он внимательно все слушал, не перебивая, только улыбнулся на новость, что преподаватель не знает определения матфизики. Впрочем, он и сам не знал, извлек это только из предыдущей вступительной речи. После достаточно долгого монолога, в который Крис успел окунуться с головой, раздался отстраненный вопрос:

– Как Вас зовут, кстати? И куда бы Вы хотели поступать, если не секрет?

Но Крис так задумался, что не сразу на него ответил. Он моргнул, переключаясь.

- Кристофер Шай, - сказал он, точно зная, что мистеру Фейнману это ни чем не скажет, ибо преподаватели его не выделяют, считая просто хорошим и послушным учеником, да и его фото не висит на доске почета в холле. - Мне интересно, но я, вообще-то, на средового дизайнера поступаю. Но мне правда интересно. Я не утверждал ничего, я просто интересовался, и понимаю, что на первых курсах вряд ли дадут что-то сложнее теории и простых уравнений. Хотя из всего вашего рассказа, я понял, что если бы хотел пойти в точную науку, но точно пошел бы на практическую физику, - он улыбнулся и удобнее уселся, уперевшись подбородком в подставленную ладонь. Можно было себе позволить немного неформальную обстановку, все же мистер Фейнман не был его будущим преподавателем. - А если уж там нет теории струн, так мне точно не в матфизику. Хотя, чисто теоретически, эту теорию тоже можно вычислить математически. Я просто интересуюсь, потому что хочу узнать именно что-то сложное. Например про тот же самый нейтрино, или из чего состоит северное сияние... Это знаете как из интегрального уравнения в любви признаться? Я просто хочу текст математическим языком, мне интересно лишь поэтому. Ну и потому что молекулярная физика моя любимая. Рассчитывать механику скука смертная.

Отредактировано Christopher Shay (15 октября, 2015г. 09:46:25)

+1

8

Алан улыбнулся шире, слушая Кристофера, и в некоторые моменты с трудом подавлял в себе смешок – боже, да это же в точности его мысли, когда он сам был школьником! Причем, даже формулировки примерно одинаковые. И только сейчас, слушая «свои» слова из чужих уст, Фейнман понял, насколько же смешным и романтичным он выглядел раньше. Тем не менее, преподаватель пропитался к ученику некоторой симпатией, ведь хотеть научиться – это уже добрая треть дороги в науку. Если, конечно, он и правда хотел научиться, а не просто знать разрозненные интересные факты.
- Как жаль, что Вы идете не к нам, мистер Шай – Вы бы были первым омегой, которого я знаю, который пошел на экспериментальную кафедру, – Вздохнул Алан и положил локти на стол. – Ну, что ж, это Ваш выбор, хотя я бы еще подумал – а, вдруг, в Вас проснется искорка ученого! – Фейнман подмигнул. – Однако предупрежу Вас сразу, чтобы, если что, Вы не нашли меня в политехе и не крикнули мне в ярости: «Куда Вы меня приволокли?!». Нигде, ни на каком направлении про теорию струн Вам рассказывать не будут. Это не студенческих умов дела, ученые еще сами с собой не договорились, верна ли эта теория вообще. Ну, насколько я знаю… еще раз говорю, что я про эту теорию знаю столько же, сколько и про новые смартфоны, а ведь прогресс давно перешагнул через меня и пошел дальше. Как я уже Вам говорил, Вам будут рассказывать скорее историю и методологию физики и математики. Это тоже интересно и, поверьте, сложно. Вы еще будете молить преподов о пощаде, ибо через это может пройти не каждый, - Алан сверкнул глазами. – Интегральным уравнением невозможно признаться в любви. У точных наук своя романтика, далекая от нас. И Вам, пока еще, известно слишком мало о том, что из себя представляют настоящие физика и математика. Но Вы можете узнать, – Фейнман посмотрел  на Кристофера, сделав лицо демона-искусителя. – Могу Вам привести пару хороших примеров, так уж и быть, из физики, – Алан задумался и почесал себе затылок, после чего продолжил. – Вот, например, – Преподаватель с готовностью выпрямился на стуле и стал говорить, активно «рисуя» сказанное пальцем на парте. – У нас на первом курсе был интереснейший преподаватель по физике. Он нам о-очень много чего рассказывал, но его задачи – это был просто кошмар. Вот, например. Вы уже знакомы со школы, раз Вы сказали, что любите молекулярную физику, с такими задачами: имеются два адиабатически изолированных сосуда, соединенные трубкой. В этих сосудах, как обычно, идеальный газ. Какая-то температура газа в одном сосуде и другом. Какое-то давление там тоже имеется. Вопрос: что будет в трубке? – И Алан с довольной миной посмотрел на Кристофера, рассчитывая, что произвел впечатление на ученика. – Вы такой поднимаете руку, готовы сказать решение, говорите, мол, раз, температура неодинаковая, то между сосудами будет происходить теплообмен, следовательно, в трубке будет градиент температуры (потом узнаете, что это такое). Так как трубка имеет простую геометрическую форму, то, скорее всего, он будет линейным. Все остальные одногрупники согласно кивают, Вы уже в себе полностью уверены, а преподаватель говорит: «Нет». Вы ему: «Почему?», он Вам: «Думайте!». Я не буду Вас мучить скажу ответ сразу: все зависит от размеров трубки – если трубка мала по сравнению с определенным параметром, то в ней не может быть температуры, вот так вот! - Фейнман откинулся на спинку стула. – И зря Вы корите механику, в ней есть очень интересные разделы и даже на первом курсе там есть чем заняться. Есть очень популярная задача среди физиков: какой точкой лезвия шашки надо ударить, чтобы рука не почувствовала отдачи? Не знаете? А вот узнаете! – Алан усмехнулся. – Ну, что… Идете к нам? Или я Вас напугал?

0

9

Кристофер слушал преподавательский монолог с крайне умной моськой. Настолько умной, что было видно, что пару слов он, все же, не уловил. Впрочем, общий смысл он понял, хотя все это ему, как творческому человеку, который всегда в полной мере изучал только интересные ему разделы, было мало важно. Алан явно мог преподнести предмет правильно, Крису было любопытно, но его мозг в итоге поднял красный фраг и обозначился хэштегом "#нотизидлякриса". 

- Ну, раз теории струн не будет, мне не очень-то интересно, - шуточно протянул он, поднимая взгляд в потолок. Затем он широко улыбнулся и повторил позу за учителем, чуть склонив голову набок. - Это все здорово, но звучит достаточно скучно. Да и посмотрите на меня, мистер Фейнман, разве я похож на учёного мужа? Мне действительно интересно, но, думаю, моё призвание в другом, хотя я бы с удовольствием походил на ваши уроки. Дополнительные занятия и курсы и все такое. Но, - Крис, не глядя, открыл свой блокнот там, где лежал карандаш и вырвал страницу. - Кое-что я умею лучше, чем разбираться в столь точных науках.

Кристофер повернул лист и придвинул его по парте к преподавателю, показывая набросок его портрета. У Криса была привычка зарисовывать всех, с кем он знакомится, и мистер Фейнман не стал исключением. На рисунке он получился с улыбкой, которой одаривал класс, и которая по мнению Криса ему шла больше, чем серьёзное лицо, которое легко можно было себе представить. И, разумеется, Крису было приятно получить такое приглашение, но с профессией своего будущего он уже определился. С другой стороны он для себя решил, что обязательно поинтересуется подобными курсами - это может быть интересно. Углубляться в математическую физику ему не хотелось, это можно было бы взять, как хобби, изучать ради интереса.

Отредактировано Christopher Shay (18 октября, 2015г. 02:58:21)

+1

10

На заявление «скучно» уголки губ Алана дрогнули, а глаза наполнились холодом. Фейнман не имеет привычки пихать физику и математику в нос всем окружающим, но, когда его, все же, заносит, как это произошло сейчас, то он начинает воспринимать высказывания о своем роде деятельности очень близко к сердцу. Но, благо, следующий шаг Кристофера смягчил реакцию преподавателя.
Мужчина взял листок бумаги и начал смотреть на свои собственные призрачные очертания, обрисованные тонкими линиями карандаша. В этом наброске его лицо было нереалистично правильным и красивым, чему Алан тут же позавидовал. Единственное, что ему показалось странным, так это его выражение лица. Добрая, безвозмездная улыбка, жизнерадостные глаза, глядящие открыто и безропотно… Изображение, как будто, подбадривало смотрящего, но  Фейнману что-то в этих чертах казалось незнакомым. Он считал, что его образ куда более тяжелый или это его собственные домыслы?
Несколько секунд Алан молча изучал картинку.
- У Вас талант, спасибо Вам, – Тихо вынес он вердикт, положил лист и добавил. – По-Вашему, я действительно такой жизнерадостный?
Фейнман улыбнулся и откинулся на спинку стула и запрокинул руки за голову. Взгляд его был изучающим. Он внимательно рассматривал Кристофера, будто что-то в нем искал. После нескольких секунд  молчания Алан вздохнул.
Зря Вы думаете, что не сможете заниматься точными науками. Между искусством и физикой с математикой есть связь – и там, и там нужна фантазия. Помню, нам преподаватель рассказывал нечто вроде анекдота. Подходит один математик к другому и спрашивает: «Слушай, а где тот студент, который был под твоим руководством? Он же так хорошо занимался, статьи писал, награды получал, где он?», на что другой ответил: «Да вот… занимался, занимался, а потом говорит, мол, бросает математику и собирается быть писателем – там не требуется так много фантазии», - От этих слов Алан получил эстетическое удовольствие. Он рассказал этот анекдот не столько для того, чтобы попытаться переманить Кристофера, а сколько для того, чтобы отыграться за слово: «скучно». Теперь, когда подсознание Фейнмана посчитало, что они квиты, он решил сменить тему, но, сначала, посмотрел на часы. Вроде бы, время у них еще есть, так что преподаватель продолжил. – А вот, скажите, Вы - человек творческий… Какое Ваше любимое стихотворение (ну, или одно из любимых)? Можете рассказать? И объяснить, чем оно Вам нравится. Мне это действительно интересно.
Алан уставился на Шая испытующим взглядом.

+1

11

- По-моему, да, вы кажетесь достаточно жизнерадостным человеком, - искренне улыбнулся Кристофер. - Это всего лишь скетч, можно нарисовать более детализированную картинку. Если вам хочется казаться серьезнее, не вопрос. Я благодарен, что вы тратите сейчас на меня время. Мне правда интересно, и математика, и физика, но посмотрите на меня, - Крис развел руки в стороны, как бы выдавая себя на показ. При этом он выглядел радостным и довольным, не хвастался, просто упомянул в разговоре. - Я же не похож на ученого.

Крис следом за мистером Фейнманом взглянул на часы. Времени лично у него было предостаточно - в дни открытых уроков учеников не ограничивали во времени, посещение уроков было добровольно-принудительным, то есть как бы в школе присутствуйте, но хоть все время на одном уроке сидите. Оторвать от интересного разговора Кристофера мог только сам Алан, которому нужно было идти по своим делам, либо его одноклассник, который точно начнет искать его в конце и восторженно орать от увиденного сегодня в школе.

- Стихотворение? - Крис дернул бровью немного удивленно. - Есть конечно. И я обожаю его обсуждать!

Он потер руки, как в преддверии вкусного ужина или интересного дела, и выпрямился на стуле, сложил руки на столе. Это стихотворение он знал наизусть, даже припоминать не нужно было первую сточку. Собравшись, чтобы читать с выражением, Крис начал медленно, давая почувствовать каждое слово:


На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров —
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна...

Кристофер улыбнулся и поднял взгляд на преподавателя. Смысл стихотворения казался ему глубоким, когда-то, впервые его услышав, он действительно сильно задумался.

- В детстве я боялся темноты. В доме, где я жил с семьей, было такое расположение комнат, что чтобы добраться до туалета, надо было пройти весь коридор, а свет включался только в конце. И ночью туда ходить было страшно, мне казалось, что прямо на потолке сидит чудище, смотрит на меня, может в любой момент прыгнуть. Мне приходилось бежать по коридору к выключателю, подпрыгивая. Но каждый раз, когда я уже почти дотягивался рукой до лампы, я почему-то поднимал взгляд и видел горящие глаза чудовища. Был такой детский страх. Разумеется, после этого я убегал, крича, - Кристофер рассмеялся, припоминая это. Немного подумав, он добавил. - И, знаете, это чудище ведь до сих пор там, в темном коридоре. Оно пришло из бездны, из темноты и моего страха. Но сейчас я отношусь к этому иначе. Я сравниваю его со всеми своими страхами, а жизнь научила, что если побороть страх, то можно много добиться, на многое решиться и никогда об этом не пожалеть... Я попытаюсь сформулировать мысль иначе...

Кристофер задумался на пару секунд, пожевал нижнюю губу и начал выговаривать медленно, ворочая слова, как река камни:

- Каждый раз, когда мне страшно, я представляю себя в начале этого коридора. Вглядываюсь во тьму и понимаю, что в любой момент чудище может спуститься. И, скорее всего, это будет просто свет фар машины, что проезжает под окнами, или свет двух ярких звезд, которые я замечал в окне напротив выключателя. Есть замечательные слова: "Если долго вглядываться в бездну, бездна может посмотреть на вас". Простите, мистер Фейнман, я пытаюсь высказать свои мысли не скомкано, но у меня не очень получается...

Отредактировано Christopher Shay (24 октября, 2015г. 11:23:02)

+1

12

Фейнман оперся локтями о стол, сцепил руки в замок и водрузил на них подбородок, глядя куда-то вдаль. Затем он закрыл глаза и попытался представить то, что ему описывало стихотворение. Почему-то взору предстала огромная долина, этакий, Эдем, полный ручейков, лужаек и цветущих кустарников. Единственное, что было необычным в этом умиротворяющем пейзаже – это ослепительно золотое небо, будто солнце разрослось и заполнило собой всю голубую высь. Несмотря на то, что с точки зрения физики такая картина вряд ли бы понравилась хоть одному живому существу, в воображении пейзаж дышал спокойствием, миролюбием и теплотой. Но, затем, все золото на небе куда-то резко исчезло, словно гигантская рука отдернула занавеску. Над сказочной долиной повисла беззвездная ночь. И что-то угрожающее притаилось в воздухе над раскинувшимися просторами. Все дышало могильным холодом, и даже трава и деревья замерли, словно боялись пошевелиться.
Кристофер замолчал. Алан тут же открыл глаза и посмотрел на своего собеседника. Тот, в свою очередь, начал пояснять, чем же ему понравилось стихотворение. Фейнман внимательно выслушал, периодически кивая и, когда Шай закончил, изрек:
- Ясно, – Голос его был задумчивым. – Красивый слог в стихотворении. И ничего страшного, что у Вас не получается объяснить. Такие вещи всегда сложно высказать словами. Мы ведь не сможем объяснить слепому, как выглядит красный цвет, верно?
Алан добродушно улыбнулся.
- Какой открытый юноша… – Подумал он про себя. – Это ж надо взять и рассказать такие личные вещи незнакомому человеку! Как бы тебе, мой дорогой, не наплевали в душу…
Фейнману на ум пришел интересный вопрос. Но сначала надо было сказать что-то про стихотворение.
- Это очень хорошо, что есть такое произведение, которое способно «понять» Вас. Именно такие творения мы ищем в искусстве. Но! Вот интересно… Ваше стихотворение – оно материалистическое, так сказать. В нем говорится о конкретных явлениях и конкретных эмоциях в конкретных ситуациях. Я заметил, что современная молодежь, а мне уже девяносто шесть лет, очень тяготеет именно к стихотворениям с материальным подспорьем… Ну, например, очень популярны стихотворения про воинов, про духов, про еще всякие сущности… – Фейнман задумчиво уронил взгляд в пол. – Про бедняков видел… много про чего. Но я почти не вижу произведений, которые были бы оторваны от реальности. Я сам поклонник именно таких произведений, когда речь идет не о чем-то конкретном, а стихотворение представляет собой некую мысль или набор образов. Как Вы думаете, мне все это кажется или Вы тоже это замечаете? – Алан посмотрел на юношу.

+1

13

Кристофер улыбнулся посреди высказывания мистера Фейнмана просто потому, что вдруг понял, как быстро с физики и математики, столь точных наук, они ушли в поэзию и искусство. С другой стороны, Кристофер никогда не отделял одно от другого, весь прекрасное звездное небо существует только на законах физики, математики, астрономии - людям искусства, вроде художников и поэтов, остается только увековечить величественную красоту. И в разговоре с Аланом Кристофер искал возможность нарисовать физику и математику.

Над вопросом мистера Фейнмана Кристофер некоторое время размышлял, пытаясь припомнить что-то подобное. А затем тихо заговорил, немного распевая:

Закатные рыцари едут на черных конях
К собору, где Мастер упорно рисует священный покров.
У Мастера кисть золотая танцует в руках,
Он сам – словно дар возрожденных из пепла наивных волхвов.
Хотели бы рыцари знать, где богатство племен,
Которым теперь ни за что не порвать католических пут.
Ведь в золоте Мастера спрятан языческий сон,
Его привезли каравеллы, искавшие в Индию путь.
Мадонна молчит, о грядущих распятьях скорбя.
Она так похожа на младшую дочку торговца сукном,
А рыцарям кажется, что перед ними – Судьба,
Чей взгляд отправляет навечно испанские пушки на дно.
И рыцарям кажется, что по колено моря
Для тех, кто богат лишь гербом и величьем речей.
Но Мастер в огонь преисподней отправит спесивых дворян,
А следом за ними – и дюжины две королей.
На стенах собора заснет золотая пыльца
И Мастер застынет навечно в обличье Святого Петра.
Закатные рыцари вспыхнут рубиновой тайной венца –
Того, что украсит чело Сына Зла и Добра.

Да, Кристофер знал, что это песня, но чем она хуже? Смысл ее, доходя до сознания, поражал своими образами. Возможно, можно было вспомнить что-то еще, но именно она сразу пришла на ум, когда прозвучал вопрос преподавателя. Крис уставился на Алана почти виновато, словно плохо спел или не так понял чуть вопроса, но в пустом классе последнее слово до сих пор звучало тихим шепотом. В школе, казалось, так тихо, будто в соседних классах не сидят ученики.

Отредактировано Christopher Shay (17 декабря, 2015г. 10:24:20)

+1


Вы здесь » Неополис » Незавершенные эпизоды » [FB] Физика - тоже искусство|14 апреля 2015


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно