Новое – путь к новому. В сгущающемся сумраке ноября отчётливо чувствуется запах перемен: пока тёмное-снежное не прокралось в твою душу, укрепи её. Федерико Лоретти устал. Слякотная неподвижность жизни, мелкий снегопад обыденности, вечерний холод – это глубже, чем кажется; горячий кофе не средство от всех проблем. Очнись, затворник! Мир даёт новую установку: движение – жизнь, а ты, дурак, не слышишь полушёпота истин, потому что слышишь только себя. Прислушался – осознал. Федерико Лоретти больше не хочет быть усталым. Не хочет, чтобы из отяжелевшей руки выпадал инструмент, чтобы резец косил влево от скуки, а подреберное вдохновленное просыпалось только с рассветом, когда в голове полным полно пустоты. Можно валить всё на осень и ждать. Можно. Но и нельзя.
Лоретти откладывает инструмент и глядит в скучную массу глины перед ним. Бесформенность, безвкусица, бесцветность – полные округлые формы не внушают доверия, плавятся под пальцами, как свечной жир, не проходят проверку на прочность. Что он хотел этим сказать? «Я устал». У скуки именно такое лицо: серое, безэмоциональное, постное. Федерико понимает, что всё это время работал над портретом состояния своей души. Рука тянется к горячей чашке и замирает на полпути: кофе – не средство от всех проблем.
Решение нашло его само. Она обращается к нему через сеть, прелестная юная особа, которая очень-очень, правда-правда хочет заниматься искусством. Ей тоже хочется перемен, так почему бы не помочь друг другу? Федерико соглашается. В конце концов, он давно хотел попробовать себя в роли наставника. Только-не-бить-по-рукам. Он улыбается.
***
Студенческие мастерские всегда полны необычайной атмосферой – её почти можно потрогать, она клубится под ногами, как наркотический туман. Молодые люди, объединённые общей страстью – что может быть прекраснее? Непрерывный звук работы. Клочковатые, разноцветные запахи людей. Федерико любит оставаться здесь и слушать внутреннюю жизнь, затаившуюся в мастерских. Ему кажется, он знает, как пахнет вдохновение, знает, как звучит дыхание музы. У этой атмосферы цвет вечера.
Пока скульптор ждёт свою новую ученицу, он вспоминает себя. Такого, каким был много лет назад – мельтешащим студентиком, лохматым, свободолюбивым, распущенным. Тогда его душу не особенно трогали подводные камни и течения тёмной реки вдохновения – он мог творить всегда, потому что красота была столь же необходима, как кислород.
Ищи способ делать красоту необходимой; ищи способ делать необходимость красотой.
Красота и деньги не были едины. Деньги были редкостью, творчество – повседневностью, частью буден. Редкости с частностями уживаются плохо.
А вот красота у Федерико всегда была своя, особенная. Об этом ему говорили преподаватели, когда пририсовывали к «тройке» плюс или к «пятёрке» минус. Слишком неспокойно, слишком ярко, слишком образно – минус или плюс, даже опытные преподаватели этого не знали. А Федерико было всё равно.
Теперь, сидя в кабинете и дожидаясь ученицу, он понимал тех стариков: оценить искусство невозможно, хоть они и очень старались. Лоретти пообещал себе, что оценивать не будет. Он будет учить.
– Здравствуйте. Простите за вторжение, я договаривалась о встрече с Федерико Лоретти.
– Федерико Лоретти – это я, – мужчина поднимается навстречу девушке, подходит к ней, чтобы помочь раздеться: легко принимает плащ и сумку. – Проходите. Может быть, хотите выпить чего-нибудь горячего? Там, на улице, сейчас такая мерзость.
Он старается быть джентльменом – девушка прелестна и явно нервничает, а Федерико любит, когда общение проходит легко и непринуждённо. Поэтому он ставит чайник, гремит чашками-ложками и ставит на стол вазочку с конфетами – тянет время, чтобы девушка могла почувствовать себя свободно.
– Вы писали, что уже занимались рукоделием. Чёрный чай? Зелёный?
Он не суетится, чтобы заразить её спокойствием.
– Простите, кажется, это что-то из японских техник? Замечательно. Сахар? Конфеты? Не стесняйтесь. Это не входит в оплату.
Отредактировано Federico Loretti (6 декабря, 2016г. 00:50:19)