Одет.
Кусая тонкие сухие губы и комкая длинные рукава кандигана, он стоял за тяжелыми бархатными кулисами, не решаясь выйти на сцену. Там была музыка, Пятая симфония Бетховена, так по-другому звучащая в переложении для фортепиано, потерявшая свою оркестровую мощь сонма струнных и напора духовых, но приобретшая прозрачность клавишных переливов. Он и сам когда-то играл ее в этом переложении, но все же, все же предпочитал ее в варианте, задуманном композитором, — точно так же, как и рьяно не любил, когда переиначивают его собственные произведения. Сделав глубокий вдох, Этель высунулся из-за кулисы и кинул взгляд на сидящего за роялем человека.
Он боялся. До ощущения расползающегося холода под ложечкой нервничал и боялся незнакомца. Так всегда. Очень знакомо. Он умеет с этим бороться — они с доктором Штруманом не раз и не два устраивали этот тренинг, учащий вступать в контакт с чужими людьми. Но боги, боги, как все равно колотится сердце, дрожат пальцы рук и сухо в горле. Этель вытащил из кармана кардигана плоскую флягу с коньяком и сделал два крупных глотка. Сейчас, сейчас должно полегчать — напиток теплым шаром скатился в желудок и разошелся там приятным уютом.
Так, спокойно, Этель, спокойно. Александр Дюран, да. Он знает, что ты немного того. Да, знает, менеджер сто процентов его предупредила. И раз он тут, он точно не имеет ничего против. Да, сколько раз уже так было: страшно до дрожи, до паники, но главное себя перебороть, никому ведь нет интереса в том, чтобы довести Линдгрена до истерики. Верно? Да, никому. Потом они совершенно нормально и адекватно общались — но первый шаг... Картины из детства, как специально, стряхивают с себя пыль давности лет и ярко напоминают о том, каково это было тогда, под градом оскорблений, обзывалок, комьев грязи. О да, та затяжная травля не прошла даром — и вот сейчас он в без малого тридцать семь лет стоит позади сцены Ль'Опера и пытается унять нервы коньяком. О, Августа предлагала ему помощь, пойти вместе с ним — но он же взрослый, может сам! Так говорит психиатр, так Драго говорит! Он им верит, он изо всех сил старается, чтобы мочь — но уже в такси он леденел, стоило водителю бросить равнодушный взгляд в зеркало заднего вида. Зря он отказался от помощи менеджера, конечно, зря.
Он вздрогнул, когда понял, что вокруг стоит тишина. Даже вибрации последних нот затихли, отзвучав. Он облизал искусанные губы, заставляя себя сделать шаг, другой, третий. Стоило лишь начать — и пошло легче. Верно, помог коньяк. А может, в конце августа пройденное профлечение. Как бы то ни было, но на сцену он вышел — тихо, зажато, глядя себе под ноги в черных кедах.
— Здравствуйте, — остановился, не доходя до альфы что-то около метра. — Этель Линдгрен, приятно познакомиться, — протянул он ему сухую узкую ладонь с длинными узловатыми пальцами. Движения сухие и резкие, и вообще он весь похож на зимнее дерево. Хотя пахнет совсем иначе — свежей молодой древесиной, напитанной потекшим по весне по ней соком. Узкие острые плечи высоко подняты, пальцы левой руки теребят подол кардигана. Наконец он поднял голову и взглянул в лицо альфе серебристо-серыми глазами. — Простите, — голос звучит все с той же нервной хрипотцой, — мне надо к вам привыкнуть.
А привыкнуть ему проще всего не в словесной беседе — но в музыкальной. Когда от него не ждут того, чего он не может. Когда готовы принять то, что может он лучше всего. И стоит лишь теплым пальцам коллеги разжаться, от отступает на шаг и оказывается за роялем, испуская до неприличия различимый выдох облегчения. Хочется ткнуться лицом в клавиатуру — а еще лучше в Драго, вдохнуть его терпкий корично-винный аромат и ощутить надежность, домашний уют и безопасность.
Но у них концерт. Совсем скоро, через девять дней. Посвященный Верди, но ради популяризации оперы, разбавленный всевозможными произведениями других классиков. Тех, для чьего исполнения можно позвать известные в массах лица с флером классики. Часть выдержек из опер Верди — самых популярных и легких для восприятия, поскольку на концерт рассчитывают собрать и тех, кто от классики далек — будет исполнять божественный Призрак, и большая часть слушателей пойдет на него, а не на Верди. А вот на них, пианистах-виртуозах, лежит ответственность за произведения Листа, Шопена и Рахманинова. И если имя Линдгрена знают только меломаны, то гений Александра Дюрана известен куда как более широкой публике. И их имена для этого концерта тоже важны. Как и совместные репетиции в последние дни — "Русская рапсодия для двух фортепиано" Рахманинова. Он так любит ее — и безумно, безумно рад, что может сыграть ее в паре с потрясающим пианистом. Вот только надо перестать ощущать себя на таком глубочайшем дне. Этель долго выдохнул, успокаиваясь, и раскрыл ладони над клавишами. Пробежал несколько гамм, окунаясь в звук, и воспрял духом. Ну конечно он сможет! Нет, не сыграть — с этим проблем нет — поладить с Александром Дюраном.
Послушать.
[audio]http://pleer.net/tracks/6719230SAuF[/audio]